Специализированный природно-ландшафтный и
историко-археологический центр «Аркаим»
Челябинская область, Аркаимская долина, 16−17 августа 2003 года
Я, Мазда, провозглашаю
почитание всех вод,
всех растений в побегах и корнях,
всей земли и всего неба,
всех звезд, луны и солнца,
всего беспредельного света...
Благая мысль,
Благое слово,
Благое дело

Подготовка
Дорога в Аркаим
Экскурсии
Ночевка
Дорога домой

Продолжая нашу культурную программу, состоящую в этом году из поездок выходного дня (суббота-воскресенье), мы съездили в музей-заповедник «Аркаим», расположенный на юге Челябинской области.

Когда всходит Солнце, то данная Маздой, светится земля...
Творенья святятся все Духа Святого
 

На восточных склонах Уральских гор была обнаружена группа укрепленных поселений рубежа III-II − начала II тыс. до н.э., которые древнее гомеровской Трои на пять-шесть столетий. Укрепленным центрам соответствуют могильники, неукрепленные селища, производственные площадки и рудники по добыче медной руды.

Территория распространения поселений получила условное название «Страна городов». Она протянулась на 350 км с севера на юг и примерно на столько же — с запада на восток. «Страна...» охватывает сложный в ландшафтном отношении район — от предгорий долин Урала до равнинных просторов Западной Сибири. На всем протяжении человеческой истории здесь сосуществовали и взаимообогащались культуры угорских, индоевропейских и тюркских народов.

В пределах «Страны городов» сегодня насчитывается 20 пунктов, каждому из которых соответствует от одного до трех укрепленных поселений. Расстояние между двумя центрами составляло 40−60 км.

Подготовка

Готовиться к поездке мы начали очень заранее — в середине лета. Первым делом я полез в Большой всепланетный информаторий, где нашел вот такие сайты:

http://www.arkaim.com
http://www.steppe.ru

Так как поездка требует ночевки, первым делом я интересовался жильем. Музей-заповедник «Аркаим» еще очень молод, поэтому ни о каких гостиницах речи нет. В лучшем случае — деревянный сарайчик, а вообще — палатка является основным жильем в Аркаиме. Естественно, мест в домиках не оказалось, особенно на выходные. Причем до конца сезона. Так что волей-неволей пришлось ориентироваться на палатку. А мы в общем-то не туристы, ни разу в палатках нигде не ночевали. Поэтому никакого опыта, а тем более палаточных принадлежностей у нас нет. Пришлось пойти по миру с протянутой рукой. В итоге у друзей и знакомых мы арендовали трехместную палатку и пару «пенок» — туристических ковриков. Еще один самый обычный матрас для панцирных кроватей валялся в гараже. С самого начала ночевать в палатке собирался только я, остальное семейство хотело перекантоваться в машине. Но в итоге сынишка тоже решил не отставать от папы в преодолении трудностей и категорически заявил, что в машине ночевать не будет. В итоге взяли два спальных полумешка (сверху у них нет капюшона). В завершение всего — хавчик. Его тоже надо везти с собой. Хотя, как впоследствии выяснилось, там есть и столовая с гордой вывеской «CANTEEN», но кормят в ней только сотрудников музея и по каким-то таинственным предварительным заявкам. Так что загрузились сухими супами, дошираками, фруктами и копченой колбасой с хлебом. Для разогрева всего вышеперечисленного и добывания кипятка взяли портативную газовую плитку с баллоном. По поводу последнего я всю дорогу сильно переживал — возить с собой такую бомбу мне раньше не приходилось. А ну, как рванет?

Одометр нашей Тойоты Карины на момент начала поездки показывал 101700 км. Единственное, что я сделал в плане подготовки — сменил масло, но и то только потому, что пришел срок плановой замены. Остальное, как и перед предыдущей поездкой в Кунгур, не трогал. Отличная машина Тойота! Про походную мастерскую в багажнике я начал понемногу забывать...

Маршрут поездки был взят на http://www.arkaim.com/ru/arkaim_tour04.htm и выглядел так:

Челябинск − Коркино − Еманжелинск − Южноуральск − Пласт − Борисовка − Степное − Петропавловский − Нагайбакский − Агаповка − Янгельский − Кизильское − Обручевка − Измайловский − Нов.Кондуровский − Аркаим

Планировочную структуру Аркаима составляли центральная площадь, два кольца оборонительных сооружений, два круга жилищ и одна кольцевая улица, совмещенная с ливневой канализацией.

Сердцевиной планировочной структуры была прямоугольная площадь размером 25х27 м и углами, обращенными по сторонам света. На ровной, хорошо утрамбованной площадке с центральным кострищем, вероятно, собирались горожане для решения насущных проблем. Здесь же проходили ритуальные действа.

Внутреннее кольцо фортификационных сооружений (стена цитадели) с диаметром 85 м, вероятно, приспособлено для палеоастрономических наблюдений. По своим параметрам оно близко кольцу менгиров Стоунхенджа (Англия) — древнейшей обсерватории Старого Света.

  Так сказал Ахура-Мазда Йиме: «И ты сделай Вар размером в бег лошади на все четыре стороны, и введи всех в Вар золотым рогом, и закрепи дверью-окном, впускающим Солнце в середину...»

Дорога в Аркаим

Выехали из Челябинска в субботу, 16 августа, в 8:45 утра. Дорога до Южноуральска была мне знакома, пару раз я там ездил. И раньше проблем не было, и теперь нет. Ремонтируют регулярно, в отличие от М5. Я был так доволен тем, что поедем по безпроблемной трассе, что забыл сбросить суточный одометр в ноль на выезде из города и спохватился только через несколько километров. Так что если кто-то захочет повторить этот маршрут и найдет расхождения в километраже, сильно не ругайтесь...

Южноуральск, 80км (+0:45)
После Южноуральска нам предстояло свернуть с дороги М36. Указатель нашли без проблем. Вообще, в этот раз можно было не брать с собой атлас автодорог — указатели присутствовали везде, а ближе к югу мы ехали уже по специально установленным указателям на Аркаим, за что отдельное спасибо администрации музея-заповедника.

Пласт, 115км (+1:05)
В общем-то нет ничего удивительного в том, что и после поворота с трассы мы продолжили ехать по великолепной дороге. Ведь она ведет в Магнитогорск — самый большой после Челябинска город области. Четырехполоска с разделителем отличного качества. Вокруг Пласта ведет окружная дорога, являющаяся кормушкой для местных гаишников. Вы когда-нибудь видели на окружных дорогах белые таблички с названием города? Поезжайте в Пласт и посмотрите. Город едва видно на горизонте, а судя по табличке, мы по нему и едем. Ну и разумеется блюститель безопасности дорожного движения торчал с радаром на обочине — собирал деньжат на выходные. Спасибо всем тем, кто мигал мне фарами всю эту поездку. Я тоже всегда мигаю, да простит меня начальник ОблГАИ! А мигать приходилось весьма часто — на такой дороге гаишников как мух на меде...

Возле Борисовки вновь увидели белую табличку, хотя трасса проходит в стороне от поселка. Кроме того, на дороге встретили какую-то замысловатую разметку. Я так и не понял, что хотели сказать мне этими иероглифами местные гайцы. Видимо, это они пытались изобразить полосы торможения и повороты на въезд в поселок, но на скорости в 80 км/ч я так и не понял, куда мне следует повернуть, пожелай я завернуть в Борисовку.

Степное, 170км (+1:40)
Начались степи, о чем и поведало нам название поселка. Правда, я бы назвал это все-таки лесостепью — деревца и рощицы попадались довольно часто. Вот восточнее этих мест, в Чесменском и Варненском районах, местность гораздо более похожа на степь.

После Степного дорога, к сожалению, ухудшилась. Хотя я и держал крейсерские 120 км/ч, до 90 приходилось сбрасывать очень часто, а временами — и до 60. Но это были не ямы. К чести местных дорожников, ям на дороге нет. Дорожное полотно представляло из себя лоскутное одеяло, что говорит о том, что дорогу ремонтируют здесь регулярно. А посему неоднородность асфальта и жаркое лето вздыбило некоторые участки волнами, из-за чего и приходилось сбавлять скорость.

Уважаемые водители! Если вы захотите поехать по этой дороге, хорошо высыпайтесь перед поездкой! Несмотря на неровности, заснуть на этой дороге легко — она абсолютно прямая до горизонта. А доехав до этого этого самого горизонта, вы увидите совсем небольшой поворотик и снова прямую — до следующего горизонта. Радио вам не поможет — ничего не ловится. Мне приходилось жевать яблоки почти постоянно, делать больше было нечего. Моя семья в поездках предпочитает дрыхнуть, так что даже поговорить было не с кем...

Пусть одолеют в этом доме послушание — непослушание,
мир — ссору,
щедрость — скупость,
вера — неверие,
правдивое слово — лживое слово,
Праведность — Ложь
 

Во внешнем круге поселка Аркаим хорошо выделяются четыре радиальные стены, делящие его на четыре сектора. Они соответствуют четырем входам в поселок, сориентированным по сторонам света (главный — на запад).

Конструкция отличалась особой сложностью. Только левые «ворота» главного входа шириной 5−6 м напрямую выходили на круговую улицу. Остальные представляли собой лабиринты внутри массивных радиальных стен. Лабиринты длиной до 20 м начинались за пределами поселка и выводили к круговой магистрали внешнего жилого кольца. Проникать в поселок через тайные ходы, преодолевая значительный путь в сплошной темноте, безусловно, было опасным предприятием для чужака.

На поселении Аркаим с помощью геофизических методов и раскопок выявлено всего 67 жилищ, каждое площадью от 110 до 180 кв.м. Дома пристраивались вплотную друг к другу и имели только два выхода — наземный и по лестнице на кровлю.

Магнитогорск, 290км (+2:50)
Город увидели издали. Над горизонтом имеет место огромный грязно-коричневый шлейф от металлургического комбината. Точно так же можно увидеть и Челябинск, только с еще большего расстояния. Ближе к городу дорога превратилась в европейский автобан. Идеально ровная, с разделителями, отбойниками и огромными указателями. Но российская изюминка все-таки присутствует! Дорога не прямая, а с весьма крутыми поворотами, так что к примеру 160 км/ч по ней не поедешь — выбросит с трассы. Кроме того, здесь нашли прекрасный вариант экономии на развязках. В местах примыкания и разворота встречные полосы расходятся метров на 10, образуя некий круговой перекресток, посередине которого устроен разворот. Чудны дела ваши, дорогие дорогостроители! Само собой, эти расхождения-схождения вносят свою лепту в хаос поворотов на этом автобане. Так что как я тошнил свои 120, так и проехал мимо. Ибо в сам город мы не заезжали, хотя и был такой вариант — посмотреть на незнакомый город всегда интересно, а в Магнитке я не был ни разу.

Агаповка встретила очередной инициативой местных властей — запретом на транзит через поселок. Придорожный плакат назвал меня уважаемым, запретил ехать прямо и ткнул стрелкой на объездную дорогу. А объездная дорога — щебень, причем вовсе не укатанный. Я посчитал, что моей Тойоте пожалуй хватит ездить по щебеночным дорогам, плюнул слюной на страшный указатель и попер напрямую под знак «Движение запрещено». Максимум, что мне грозило — полтинник, а если бы там встретился гаец, он огреб бы доверху, так как я сильно разозлился. Если уж посылаете машины в объезд, дорогая администрация поселка Агаповка, так хоть постройте сначала нормальную дорогу!

Кизильское
Но избежать в этот раз щебня мне не удалось. После Кизильского дорогу ремонтируют, так что пришлось пересчитывать глушителем камни в течение 4 километров. Но все же это кончилось быстро, а дальше дорога вновь стала прямой и ровной вплоть до самой цели нашей поездки. После Кизильского на дороге очень часто стали встречать обедающих хищных птиц. Как нам рассказали потом в Аркаиме, это Пустельги ловят перебегающих дорогу мышей. Тоже рационализация! Чем шарить по траве, лучше подождать, пока добыча не выбежит на ровное место...

Аркаим, 444км (+4:20)
После селения Кондуровский до поворота на Аркаим всего 5 км, указатель присутствует. 10 км асфальтовой дороги — и мы на месте. Приехали!

По функциональному назначению в каждом жилом доме можно было выделить несколько территорий. Жилище начиналось с небольшого дворика, где располагалась печь и яма со стоком в ливневую канализацию. После дворика — коридор, по обе стороны которого располагались небольшие помещения с нарами для отдыха малых семей.

Примерно треть дома занимало помещение для общих сборов семьи и хозяйственной деятельности. Там располагались колодец, яма-холодильник, металлургические печи и печи общего назначения. В одном углу располагался камин, в противоположном — лестница на кровлю. В основании каждого камина обязательны жертвенники из черепов и костей домашних животных.

  Оба духа, которые в сновидении являлись как близнецы, и поныне пребывают во всех мыслях, словах и делах, суть Добро и Зло.
Из них обоих благомыслящие правильный выбор сделали, но не зломыслящие

Экскурсии


Вот так они и жили...

Прием любопытных туристов в Аркаиме осуществляет диспетчерская, куда мы первым делом и направились. Так как у нас один человек собирался спать в машине, а двое — в палатке, мы попросили разместить машину и палатку рядом. Однако, выяснилось, что так низзя! Ведь заповедник же-ж! Палатки стоят на территории, а машинам на территорию путь закрыт, хотя автостоянка находится на расстоянии 10 сантиметров от территории. Как и обычно у нас, если нельзя, но очень хочется — то можно. За лишних 150 рублей. В итоге мы торжественно въехали на территорию музея-заповедника «Аркаим» и поставили машину и палатку рядом. Почва на территории каменистая, так что вбить колышки до конца мы не смогли, пришлось ходить вокруг палатки аккуратно, чтобы их не сбить.

Поставив палатку, поспешили на первую экскурсию — на поселение. Расписание экскурсий нарисовано на доске рядом с диспетчерской.


Реконструкция части города
На переднем плане были два жилища, на заднем плане — кусок стены

Вообще, ходить в ближайшие сутки нам пришлось очень много — объекты находятся друг от друга на расстоянии, измеряемом сотнями метров минимум, а то и километрами. Например, поселение удалено на 1,5 км от лагеря. Так что удобную обувь, головные уборы и выносливость надо обязательно брать с собой. Доковыляв до поселения, начали осмотр. Естественно, ничего не сохранилось, так как в те времена строили исключительно из дерева. Чтобы поддерживать народный интерес, археологи соорудили кусок городской стены и оставили открытым одно из жилищ. На месте дома ясно просматриваются остатки печей, места, где были вбиты в землю бревна и т.д. Но все это стало ясно только после объяснений экскурсовода Ларисы Коноваловой — лучшего экскурсовода из всех тех, с которыми нам пришлось пообщаться в эти два дня. Спасибо, Лариса!

Аркаимские экскурсоводы — мужественные люди. Мало того, что они наматывают за день десяток километров с группами зевак, они еще охраняют остатки поселений от туристов, а туристов — от местной фауны. В степи легко наступить на греющуюся змеюку.


Ветряная мельница

Жилище каменного века

Вернувшись из поселения и обнаружив полчаса свободного до следующей экскурсии времени, решили всеж-таки немного перекусить, благо заварить супчик и пожевать пару бутербродов требует всего нескольких минут. Вторая экскурсия называлась «Комплексная» и включала все остальные объекты — жилище каменного века, курган «Темир» и прочее. В процессе осмотра жилища каменного века мы узнали, что администрация музея планирует новый вид развлечения — экстремальный туризм. Желающим предложат переодеться в шкуры и пожить в этом бункере некоторое время, поддерживая огонь, питаясь тем, что ели предки и пытаясь спать на нарах вповалку, чтобы согреться. Причем все это и зимой тоже. Как вам идея?


Каменный бабá

Уставший ребятенок

В итоге мы прошлепали еще пару километров по степи. Наш ребятенок, придя к палатке после этой экскурсии, наотрез отказался идти куда-либо еще. Пришлось бросить ему в палатку матрас и оставить отдыхать.

Они ушли, смертные, видавшие Зори прошлого, это нам, теперь, позволяет она любоваться собой.
А вот, уже приходят те, кто будет любоваться грядущими Зорями
 

Чрезвычайно сложен и значителен погребальный обряд аркаимско-синташтинской культуры. Могильные ямы на курганных полях представляли собой значительные по размерам склепы, в которые подхоранивали умерших в течение длительного промежутка времени.

В могилы клали керамические сосуды, бронзовые топоры, серпы, иглы, гарпуны. Наряду с предметами власти — каменными булавами — в могилах встречаются предметы, связанные с деятельностью металлурга — песты для дробления руды, наковальни, литейные формы.

В склепах можно обнаружить остатки двухколесных колесниц, иногда с погребениями лошадей и конской сбруей. По общему признанию ученых, это древнейшие в мире боевые колесницы с конской тягой.

Синташтинско-аркаимские могильники считаются одними из самых богатых погребальных комплексов в степной-лесостепной Евразии эпохи бронзы. Они поражают архитектурной сложностью могильных сооружений.


Вид с сопки на запад

Вид с сопки на восток
Вдали возле белой точки виднó поселение

Сами же мы подались на сопку. Ну как-же? Уже традиция — как ни приедем куда-нибудь, где есть пупырышек, хоть на 10 метров выше остальной местности, обязательно лезем на него. А тут степь и посередине торчит сопка. Ну и полезли. На вершине сопки выложена спираль из камней. По местным поверьям (хотя я почему-то склоняюсь к мысли, что это не поверье, а местная туристическая традиция) если пройти по спирали к центру, наберешь много космической энергии и сбудутся все до единого желания. На всех камнях повязаны ленточки — так народ отмечается, что он здесь был.

Хотите верьте или нет, но сидя на вершине сопки, я таки ощутил ту ауру, о которой мне многие говорили. Действительно, на этом месте что-то есть. Вот и мне послышались топот лошадей по степи и воинственные крики предков.


Вид с сопки на лагерь

С вершины сопки открывается замечательный вид на лагерь. Если щелкнуть по картинке слева, откроется не просто увеличенное изображение. Я попытался схематически обозначить все объекты в лагере. Въездная дорога в лагерь справа, возле музея древних производств.


Вечер в Аркаиме

Спустившись с горушки, начали устраиваться на ночлег, хотя это оказалось не очень просто. Во-первых, до самой темноты над лагерем трещал мотодельтаплан местного бизнесмена. Все желающие испытать на прочность эту конструкцию, могли сделать пару кругов над лагерем и окрестностями. Естественно в качестве пассажира. Во-вторых, над лагерем плыла музыка. Да не обычная попса для дискотек, а специальная (я даже не знаю, как ее назвать, видимо — зороастрическая), помогающая больше прочувствовать местную ауру. По мнению композитора, так могли звучать инструменты предков, а по моему мнению, просто кто-то беспорядочно нажимал клавиши синтезатора. Опять же все желающие могли купить кассету с такой музыкой. Ну и в-третьих, народ, несмотря на дневную беготню по экскурсиям, вовсе не думал укладываться на боковую. Жизнь в лагере только начиналась. Со всех сторон слышались удары топоров, гитары, полупьяный смех.

Хозяйство в «Стране городов» базировалось на скотоводстве при некотором внимании к земледелию, почти полном забвении охоты, но с сохранением традиций рыболовства.

Мощная меднорудная база Зауральского пенеплена и достижения в области металлургии создали основу для стремительного освоения края и развития военного дела. Изобретение колесницы и жесткой узды определили военные успехи аркаимцев, их способность к миграциям, престижность «касты» воинов-колесничих и их лидеров. Для боевых колесниц были необходимы специально обученные лошади с высокими эксплуатационными качествами, что стимулировала степняков к накоплению навыков коневодства и разведению нужных пород.

В обменной торговле в качестве экспорта широко использовался металл и изделия из него, импортировался прежде всего крупный рогатый скот.

  О Создатель плотского мира, где из этой земли наирадостнейшая?
И сказал Ахура-Мазда: «Та, где муж праведный возведет дом, где огонь, где молоко, где жены, где сыновья, где добрые стада. И будет в этом доме обилие...»

Ночевка

Между тем, холодало. Еще в Челябинске меня предупреждали, что в степи ночью холодно. Но я до самого вечера не понимал, как после такой дневной жары может похолодать? Улегшись в палатку в одной футболке, я оставил оба выхода открытыми «для большей свежести» ночью. Но буквально в течение часа, пока я на сон грядущий читал книжку, мне пришлось сначала одеться в шерстяное, затем закрыть один выход, чтобы не было сквозняка, а затем и второй выход, чтобы хоть немного согреться. В итоге я, конечно не замерз, но всю ночь чувствовал себя очень неуютно, в отличие от Сережки, который укутался в спальник полностью, оставив снаружи только нос, и задавал храпака как в детстве. Все-таки свежий воздух!

В эту ночь я спал четыре раза. Если позволите, вот небольшая хроника:

— А что же вы так крупно нарубили дрова?
— Ха-ха-ха-ха...
— Я сейчас только с речки — водичка хороша
— Эй, Колян, слыхал новый анекдот?
— Хи-хи-хи-хи
— Как здорово, что все мы здесь сегоня собрались...
— Балбес! Подкидывай дрова в костер!
— Вот прошлое, вот настоящее, вот будущее...
— Научите меня этой песне
— Ля-ля-ля-ля
— А вы разве еще не спите?
— Нет, у нас еще пол-бутылки осталось
— А вот еще такая история...
— Хо-хо-хо-хо
— Вот-вот рассветет, пойдемте на сопку встречать великое Солнце!
— Да-да, Солнце надо обязательно втречать в центре Спирали Жизни!
— Какую ерунду вы несете!
— Сам дурак...
— А вы уже встали? Когда завтрак?
— Да вот только умоемся...

Здесь я уже не выдержал и больше уснуть не пытался, хотя на часах было всего лишь пол-седьмого. В один из моментов сна я пропустил еще одно представление, о котором мне потом рассказала Марина. Оказывается, во втором часу ночи по лагерю бродила подвыпившая мадам и будила всех, крича: «Как? Вы все спите?! Немедленно вставайте! Как же можно спать?!». Хорошо, что она не зарулила в нашу палатку, я спросонок мог учудить что-нибудь злобное. Потом ее все-таки выловили сотоварищи и куда-то спрятали.

Народ потихоньку просыпался, из всех палаток начали выглядывать скукоженные лица. Некоторые пытались колоть дрова для костров, чтобы хоть чем-нибудь согреться. Мы грелись в машине, благо двигатель работает неслышно и я никого не будил.

Как только встало Солнце, воздух моментально нагрелся, буквально в течение получаса стало совсем тепло. Вывалившись из машины, начали сооружать завтрак и мы, благо дрова колоть нам не требовалось, а только раскочегарить плитку.

На сегодняшний день нам остались всего две экскурсии — «Музей природы и человека» и «Музей древних производств». Первый представляет из себя экспозицию всего того, что удалось выкопать из земли в округе. Мы очень обрадовались, когда по этому музею нас повела Лариса. Еще раз спасибо ей за очень интересные экскурсии.

После этой экскурсии мы подались на вторую сопку. На вершине сопки тоже выложена спираль, повязаны ленточки и разбросаны медные монетки. Кроме того, там живет полуручной ворон, которому все приносят какие-нибудь лакомства. Естественно, все съесть сразу он не может, поэтому все трещины в камнях доверху заполнены конфетами, печеньем, хлебом и прочими продуктами. Так сказать, на голодный год. Но даже при таком изобилии эта птица не любит, если на «ее» сопку приходят с пустыми руками. Подойдя к Маринке, ворон спросил, принесли ли мы ему чего-нибудь. Узнав, что ничего, очень рассердился и клюнул мою супругу в ногу. Ничего не оставалось, как сбежать от разъяренной птицы вниз...


Сувениры из Аркаима

Музей древних производств

Во втором музее были реконструированы все виды печей, которые использовали наши предки — для обогрева, для выплавки бронзы, для обжига керамики и т.п. Кроме того, все желающие могли попробовать вылепить из глины какую-нибудь плошку на гончарном круге, окончательно почувствовав себя полупервобытным человеком.

Ну что-ж, осталось накупить сувенирных безделушек, пообедать и собрать палатку. Да и народа вокруг сильно поубавилось. Оказывается, мы расположились среди наших соседей из Екатеринбурга. Пока обедали, смотрели, как они складывают свои огромные рюкзаки в автобус. Я прикинул, что ехать домой им никак не меньше 10−12 часов. А на дворе уже полдень...

Достославен тот, кому и природа, и движения ее подвластны: ибо святость его в той же степени знаменует и пространство и время. От него исходят благие помыслы для деяний в этом мире...
Славьте благие воды, славьте воды благого создания; будьте верны закону, чтущему Мазду
 

Концентрация значительного количества людей в протогородских центрах (от 2,5 до 4 тысяч человек), тесная связь между отдельными городами и отдельными людьми в пределах «Страны городов», где одновременно могли функционировать до 30 укрепленных центров, создали условия для информационного взрыва.

Интенсивности информационного обмена способствовали хорошие степные дороги, незначительные расстояния между протогородами (40−70 км), надежные средства сообщения — лошадь и колесный транспорт.

Культурные и этногенеческие потоки, сконцентрированные на малой и плотно населенной площади «Страны городов», дали необычайный взлет мифологического мышления и ритуальной деятельности. Вероятно, в этих условиях были рождены и устно зафиксированы древнейшие сюжеты «Авесты» и «Ригведы».

Дорога домой

Выехали из Аркаима в 12:00.

Про обратную дорогу писать почти нечего — никаких приключений не приключилось. За одним небольшим исключением. Нам надо было заправиться. Для этого была выбрана АЗС "Лукойл" в поселке Агаповка. Если точнее — расположенная на круговом перекрестке на въезде в Агаповку со стороны Магнитогорска. После посещения этой АЗС я могу заявить — все статьи, телепередачи и прочее, касающееся того, что ловкий запращик может недолить до полулитра бензина — чистейшая правда! Я сам, не имея никакого опыта, недолил в собственную машину 0,2 литра.

Итак, как всегда, я попросил залить мне полный бак. Оператор предупредила меня, что на пистолете отсечки нет. Не беда! Я примерно представлял, что в бак войдет 40 литров. Залив 35 литров, я снял пистолет с фиксатора, ослабив напор, и стал ждать появления бензина в горловине бака. Бензин забулькал, когда на колонке значилось 39 литров. «Ну и славно, добью потихоньку до сорока», — подумал я. Последний литр заливал совсем медленно. И тут на 39,8 литрах колонка отключилась. Так как эти заметки, возможно, будут читать дети, не буду описывать нашу беседу с оператором АЗС. Скажу только, что все мои просьбы либо долить бак до 40 литров, либо взять деньги за 39,8, были с презрением отвергнуты. Выбросив мне в окошко сдачу и чек, операторша посчитала разговор оконченным.

Не подумайте, что заплативши четыре сотни, я пожалел двух рублей. Просто я почему-то не люблю, когда меня вот так внаглую обсчитывают. Ну хочешь обсчитать, сделай так, чтобы я не заметил, я никогда ничего не проверяю. Ну даже если я заметил, извинись. Наверстаешь на других, которые не замечают. Одним словом, я взял книгу жалоб и ради интереса полистал ее. Там обнаружилось пять-шесть записей, все до одной про хамство и недолив. Ответов руководства не было. Ну что-ж, пришлось нажаловаться и мне. С одним исключением. Я упомянул, что ситуация на данной АЗС будет доведена до руководства компании «Лукойл» в Челябинске. Адрес, по которому я отправил письмо: office@LUKoil.uu.ru.

Через пару дней утречком мне позвонил некто «из Магнитогорска», не представился, извинился, сказал, что если я еще когда-нибудь заеду на эту АЗС, они с радостью зальют мне 10 литров бесплатно. Даже 20! Все бы хорошо, но меня смутило то, что он назвал это «недоразумением». А в середине того же дня пришел ответ из «Лукойла» — факты проверяются, о результатах служебного расследования сообщим. На момент написания этих строк больше ничего не случилось. Ну что-ж, посмотрим, как Лукойл относится к клиентам и своей репутации...

Ну а для отчетности — залил я «40» литров по 10-20.

В Челябинск вернулись в 16:45. Всего за эту поездку мы проехали около 900 км, сожгли примерно 60 литров бензина, средний расход составил около 6,6 литров на сотню.

В завершение — два слова про сотовую связь. В Аркаимской долине связи нет. Вообще. И по дороге тоже нет. Исключение — окрестности Магнитогорска.
При создании этой странички были использованы материалы
буклета Г.Б.Здановича «Аркаим. Страна городов»,
зороастрийского канона «Авеста»,
сайтов www.steppe.ru и www.arkaim.com
Hosted by uCoz