Чистка испарителя кондиционера
Преамбула Во-первых, зачем это надо? Во-вторых, где это находится? В-третьих, какие есть способы?
Первый способ требует гораздо меньше сборочно-разборочных работ и в итоге несомненно эффективней. Однако следует что-то сделать с фреоном. А именно удалить его из системы. Будет значительно проще. Следует иметь ввиду, что в дальнейшем потребуется промывать систему, опрессовывать, вакуумировать и заправлять по-новой. Если у вас фреона в системе нет и все эти работы придется делать в любом случае, то несомненно следует выбирать первый вариант (процесс описан в конце страницы). Второй способ сохраняет систему охлаждения нетронутой и экономит кучу денег на заправке системы. Но сразу готовьтесь к полной разборке передней части салона. Другим способом до испарителя не добраться. Кроме того, при промывке вся вода и грязь потечет под машину, поэтому работы предпочтительнее проводить на улице, а не в гараже. Плюс к этому необходимо время для просушки салона, следовательно меньше, чем за два дня с такой работой не справиться. В-четвертых, что будем делать? В-пятых, какие нужны инструменты?
Последний пункт обязателен! Во-первых, там колоссальное количество разного крепежа и сваливать его в кучу не рекомендую обязательно запутаетесь. Я делал небольшие кулечки, складывал крепеж в них и подписывал, от чего этот кулечек. В итоге ничего не потерялось и не оказалось лишним. Ну а во-вторых, если у вас плохая память, неплохо записывать последовательность действий. Кроме того, придется расстыковать десятка два (или больше) электрических разъемов. И хотя они все (!) разные и при последующей сборке ошибиться невозможно, может оказаться полезным записать, куда стыкуется тот или иной разъем. Кроме того, уже после сдергивания «торпеды» я обнаружил, что один из проводов не имеет разъема и идет куда-то под сиденье, не позволяя полностью снять «торпеду». Пришлось разрезать его и впоследствии установить тут дополнительный разъем. Так что неплохо будет, если вы запасетесь несколькими разными разъемами на всякий случай.
Разборка Вот, в общем-то и все. Можно приступать к работе. У меня эта работа заняла два дня: в первый день я разобрал салон (3-4 часа), промыл испаритель и оставил это все на просушку. На второй день сборка заняла часа 4-5 вместе с протиркой грязных деталей и попытками вспомнить последовательность действий. Итак, я установил машину рядом с гаражом носом в ворота. Таким образом, грязная вода выльется наружу, но потом я смогу закатить машину в гараж на ночь (помните, что руля не будет и возможности маневрировать тоже). Отключаем аккумулятор и сливаем антифриз, не забыв открыть кран печки и крышку радиатора. Для слива антифриза мне пришлось поддомкратить машину и снять часть защиты моторного отсека снизу. Так я получил доступ к кранику слива антифриза (он расположен в нижней части радиатора, справа по ходу машины) и смог установить под краник емкость. Если вы не хотите сохранять старый антифриз, защиту можно не снимать. Дотянуться до краника можно сверху, но антифриз благополучно выльется на землю. Некоторые дотошные читатели могут заметить несоответствие нижеприведенных фотографий реальным действиям. Это связано с тем, что разбирал я машину наобум, но здесь постарался привести достаточно строгий порядок разборки. Фотографии открываются по щелчку в большем размере. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Снимаем облицовку передних стоек кузова слева и справа. Они вставлены нижней частью в переднюю панель и крепятся к стойке на двух пистонах. Посто подденьте за верхнюю часть и потяните в сторону от стойки кузова и затем вверх. |
|
|
|
|
|
|
|
Снимаем кронштейны крепления центрального тоннеля (показаны красными стрелками) и еще один кронштейн, показанный желтой стрелкой. |
|
|
|
|
|
|
|
Снимаем вентилятор. |
|
Открутив три самореза, снимаем привод воздушной заслонки, отводим его в сторону и чем-нибудь закрепляем. |
|
Откручиваем саморезы по периметру и снимаем крышку испарителя. На крышке закреплен стеклянный датчик температуры, стараемся его не повредить. |
|
Пассатижами снимаем хомуты со шлангов радиатора печки в подкапотном пространстве. |
|
|
|
Вот что получилось в итоге: испаритель висит в воздухе на своих магистралях достаточно прочно. Его можно слегка отвести подальше от моторного щита для удобства промывки. |
|
|
Как чистить? Закрываем полиэтиленом ЭБУ и наиболее влагонезащищенные места. После этого убираем самую большую грязь с испарителя (аккуратно! не повредите соты!). Дальше в ход идет водяной насос сначала я просто промыл испаритель, а затем побрызгал его моющим средством и снова промыл. Был просто поражен, сколько грязи оттуда вышло. Вода вместе с грязью благополучно уходила в дренажные отверстия. Вообще говоря, тут уже каждый сам может придумать способ промывки. Главное выбить грязь из сот (ее там достаточно много), механически к сотам не прикасаясь и не используя агрессивные жидкости, иначе можно остаться вообще без испарителя. После промывки я продул соты пылесосом для удаления воды, протер все лужи на полу тряпками и для окончательной просушки закатил машину в гараж до завтрашнего дня.
Сборка Собираем салон в обратной последовательности. Один совет по поводу стыковки радиатора отопителя с его патрубками. Как
я уже говорил, там есть уплотнительные колечки. При сборке они должны
попасть в утолщения на фланцах радиатора, иначе застегнуть хомуты вам
не удастся. Для этого я смазал все антифризом, надел колечки на самый
край патрубков, после чего аккуратно, без перекосов надо надевать радиатор.
Кольца как бы катятся по патрубку, закатываясь на штатное место. Получилось
это у меня раза с десятого, но получилось! Перед сборкой промойте все детали водой, так как грязи там полно не только в испарителе. Кроме того, можно еще разобрать и почистить вентилятор. Он никакими фильтрами не защищен и вся мелкая листва и мусор крутятся в нем, противно треща. После сборки не забудьте залить антифриз и подключить аккумулятор.
Послеамбула Собрав салон, я с интересом завел двигатель (он заработал!) и включил вентилятор. Чуть не сдуло! Ровный поток свежего воздуха без всяких запахов. Если раньше я вынужден был включать кондиционер и вентилятор на максимум, чтобы побыстрее охладить салон, то теперь мне достаточно эконом-режима и второй скорости вентилятора для вполне быстрого охлаждения. Нисколько не сомневаюсь, что зимой печка прогреет машину за пять минут без всяких напрягов. И будет жарко. |
Дополнение: первый вариант разборки Вариант извлечения испарителя из печки применим, как я уже отмечал, в случае отсутствия в системе хладагента. Этот процесс, который несомненно проще и быстрее, был проделан и сфотографирован Евгением Белянкиным (beavisgood@yandex.ru), с любезного разрешения которого я разместил здесь описание и фотографии. Предоставляю слово Евгению: Купил машину с рук, при включении вентилятора на максимум обдува не было вообще. Полез посмотреть на салонный фильтр (крышка находится со стороны педали тормоза), хотел поменять (прочистить). Оказалось, что его просто нет, предыдущий хозяин его выкинул, а новый купить не постарался. В итоге эта мелочь вылилась в следующую историю, очень грязную…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Снятие заняло 40 минут, промывка испарителя под душем часа 2-3. Потом я его просушил, обрызгал из распылителя раствором антисептика и еще раз просушил. Также промыл все пластиковые детали воздушной системы, заменил старые и грязные поролоновые уплотнители. Собирал все в обратном порядке. Все оказалось намного проще, чем я себе представлял. Спасибо, удачи!
|