Четверг, 11 июля 2002 г.

Ярославль - хорошие и плохие экскурсии; Турдело на Западе; Наше чувство юмора; Мои любимые инспекторы; Ростов Великий - Кремль, тихий город; Уговоры; С гостиницей повезло

Ярославль

Подъем сыграли в 7 часов. Позавтракали на той же кухне и двинули в центр. На троллейбусе примерно 6 остановок, точнее не помню.

Экскурсия по Ярославскому Кремлю - наихудшая из всех. Они почему-то разделили экскурсии на обзорную (без заходов внутрь зданий) и несколько других, посвященных каждая какому-то конкретному объекту. Мне вот больше нечего делать, как брать 5 экскурсий и убивать на это пару дней! К тому же руководство экскурсионного бюро явило собой полную противоположность персоналу "Медвежьего угла", то есть неприветливо и непредупредительно. Так что мы отметились обзорной экскурсией, а остальное досмотрели самостоятельно.

Экскурсию по городу нам помогла организовать тайком от своего начальства одна из работниц турбюро, огромное ей за это спасибо. Под знамена работы с туристами в Ярославле (да видимо и в других городах) призваны преподаватели местных ВУЗов. Обычно они сидят дома, а вызывают их только в случае наплыва туристов. Так вот и для нас вызвали человека.

Пока мы ждали его, сидели на лавочке и глазели на толпы иностранцев. Я отметил, что турдело не стоит на месте. Ранее я никогда не видел, чтобы гид носила на себе минипередатчик с микрофоном, а у каждого члена группы были приемники с наушниками. А что, удобно. И гиду не надо повышать голос, и каждому все хорошо слышно.

Ярославль
Вид с колокольни

Так как средний житель запада всю жизнь работает, а ездить в путешествия начинает только после выхода на пенсию (в отличие от наших групп, где можно встретить кого угодно), подавляющее большинство туристов-иностранцев были людьми пожилыми. Таким трудно переносить многочасовые экскурсии, поэтому для них придумали складные стульчики-трости. В сложенном виде это трость, на которую опираются при ходьбе, а как только группа остановилась, все быстренько раскладывают это чудо и рассаживаются. Шкодное зрелище.

Все основные городские достопримечательности обошли в течение часа. По чувству юмора наш ярославский гид не уступал костромскому. Так, мы узнали, что памятник Ярославу, стоящий возле Кремля, который каждый желающий может увидеть на купюре в 1000 рублей, получил народное прозвище. Вообще-то в левой руке у него макет будущей крепости, но так как он стоит недалеко от кондитерской фабрики, Ярославцы прозвали его "мужик с тортом".

Нам показалось интересной еще и легенда о происхождении названия речки Которосль. Плыл однажды по Волге первый в этих местах купец, а рулил местный лоцман. Вот купец его и спросил, ткнув толстым пальцем: "Как называется эта речка?" Лоцман его не расслышал и переспросил: "Эт котора слева?". А купец тоже не расслышал...

Пообедали в "МакДональдсе", доехав туда на трамвае, до которого нас любезно проводил наш гид. Ну а дальше небольшая прогулка, троллейбус до гостиницы и прощание с городом. На выезде из Ярославля пополнили запас бензина на "Славнефти", залив 30 литров по 9-50.

Ростов

До Ростова совсем недалеко - 50 километров. В одном месте дорога шла в гору. Достаточно затяжной, но не сильно крутой подъем, двухполоска. Конечно же, обгон запрещен. И встречные мигают. Так и перлись за фурой с черепашьей скоростью около 15 минут. Хвост собрался машин из тридцати. А навстречу в это время машины ехали с интервалом достаточным, чтобы обогнать это чадящее чудо без всяких проблем! Очередной идиотизм, за что опять огромное спасибо нашим любимым гаишникам. Вот они, гордо стоящие в конце подъема, наши рыцари дорог. Какой мощный у них бинокль, как сильно переживают они за безопасность движения. Тьфу, прости Господи...

В Ростов Великий приехали незадолго до 16 часов. Кремль открылся из-за поворота как-то сразу и произвел ошеломляющее впечатление. Столько куполов в одном месте мы до этого не видели. Я даже забыл, что нахожусь за рулем!

В турбюро узнали, что и здесь все работают только до пяти вечера. Подивившись в очередной раз таким порядкам, начали прощупывать почву. Предложить экскурсовода нам смогли только на завтрашнее послеобеденное время. Вот тебе на! Столько народу, что даже не хватает экскурсоводов, а калитку в пять часов - на замок. Ну и дела!

После безуспешных уговоров присоединить нас с утра к какой-нибудь группе, в ход пошла фраза: "Чтоли мы зря ехали за две тысячи километров, чтобы в единственном городе Кольца получить отлуп? Проехали уже почти все Кольцо и во всех городах нам шли навстречу!" Девушка за стеклом повздыхала… и сдалась. Типа, "специально для нас" вызвали еще одного "научного сотрудника", который проведет с нами экскурс завтра в 10 часов утра. И на том спасибо!
Теперь - гостиница. Она находится тут же, в Кремле, в "Доме на погребах". Если везет, то уж везет до конца! Я успел схватить последний номер. Трехместный, за 450 рублей. Удобства в коридоре, но тут уже выбирать не приходилось. Хорошо хоть, что и тут в душе стоял нагреватель. Зайдя в номер, мы разинули рты. Красиво! Заходящее Солнце освещало неотделанные бревна, из которых сложен дом, переливаясь всеми оттенками коричневого, на полу коврики, в углу - о, чудо! - телевизор.

Ростов
Успенский собор

Сложив вещи и отогнав машину на стоянку на задворках Кремля (50 рублей), успели до закрытия посетить выставку Ростовской финифти и пробежаться по торговцам перед входом в Кремль, которые, в отличие от турбоссов, работают "до последнего клиента". Ну и напоследок - ужин. Пошли искать кафе. Окрестности Кремля поразили - город как будто вымер. Ни одного человека на улице, необычайная тишина. Кафе нашлось в ста метрах от Кремля. Достаточно прилично поужинали там, оставив 250 рублей. На вопрос, сможем ли мы тут позавтракать, мне сказали, что вообще-то они работают с 11, но для группы могут открыться пораньше. Пришлось сознаться, что наша "группа" состоит из трех человек. Девушки сразу поскучнели и открываться пораньше отказались. Поиски какого-нибудь гастронома успехов не принесли - все было наглухо закрыто. Ну что ж, будем питаться сухим пайком, оставшимся еще с Челябинска.

На обратном пути зашли в Успенский собор. Храм на реставрации, все внутри в лесах, но службы идут. Прихожан стояло человек пять, однако батюшка старательно пел, а пара старушек вторила ему. Да, здесь тоже не знают слов "конец рабочего дня"...

На сон грядущий посидели в пустом и тихом Кремле на лавочке, послушали колокольный звон. Очень интересные чувства испытываешь, когда сидишь внутри вековых построек, торопиться никуда не надо и нет вокруг толп туристов! Есть о чем подумать.

Впервые за неделю посмотрели новости по телевизору, узнали, что ничего экстраординарного не случилось, а потом завалились на боковую.